Актуальная информация

Что делать, если вы купили некачественный товар

Неоднократно мы сталкиваемся с ситуацией, когда после приобретения товара обнаруживаются его дефекты или признаки ненадлежащего качества.

Никто не застрахован от приобретения некачественного товара, даже если дело касается популярных брендов.

В 80% случаев мы в силу определенных обстоятельства пускаем все на самотек, пытаемся самостоятельно устранить неполадку и т.д. Однако практически всегда есть возможность, независимо от вида продукции, вернуть уплаченную стоимость или заменить бракованный товар, основываясь на положениях Закона PФ от 7 февраля 1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 1 мая 2017 г., далее – закон).

 

Что такое качественный и некачественный товар

Давайте определимся с понятиями качественного и некачественного товара, вариантами решения проблемы и т.д.

В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар:

- качество которого соответствует договору купли-продажи;

- соответствующий целевому назначению;

- пригоден для использования в соответствии с описанием покупателя.

 

Вместе с тем, необходимо понимать, что определения некачественного товара в законе не существует. Закон «О защите прав потребителей» содержит понятия «недостаток» и «существенный недостаток». Именно оценка этих понятий дает основание для определения некачественного товара, как несоответствующего стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара.

 

Какие права у потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков

 

В соответствии со ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, может по своему выбору:

потребовать замены на товар этой же марки;

потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы;

потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 

Если вышел «из строя» технически сложный товар

 

В отношении технически сложного товара (исчерпывающий перечень которых утвержден Правительством РФ (см. ниже) потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Если указанный срок будет пропущен, указанные требования подлежат удовлетворению в случае:

- обнаружения существенного недостатка товара;

- нарушения установленных сроков устранения недостатков товара;

- невозможности использования товара суммарным сроком более 30 дней в течение одного гарантийного года вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Во всех иных случаях необходимо руководствоваться гарантийным сроком или сроком годности.

 

Перечень технически сложных товаров

 

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924.

  1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
  3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для

сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

  1. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
  2. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  3. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
  4. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
  5. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
  6. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
  7. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
  8. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
  9. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой
  10. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
  11. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).

 

Какие качественные товары не подлежат возврату

 

Так или иначе, не все товары могут быть возвращены даже при соблюдении указанных условий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 не могут быть возвращены:

  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерно-косметическая продукция;
  • текстильные товары, отпускаемые по метражу;
  • бытовая мебель;
  • растения и животные;
  • ювелирные изделия и изделия из драгоценных металлов и камней;
  • непериодические издания;
  • чулочно-носочные изделия;
  • строительно-отделочные изделия, отпускаемые по метражу;
  • трикотажные изделия;
  • изделия и различные емкости, предназначенные для хранения или транспортировки пищевой продукции;
  • кабельная и другая продукция, отпускаемая по метражу;
  • товары, относящиеся к бытовой химии, а также агрохимикаты и пестициды;
  • автомобили, прицепы и плавательные средства бытового назначения;
  • гражданское оружие и патроны к нему;
  • технически-сложные товары бытового назначения, имеющие гарантийный срок;
  • продукция медицинского назначения;
  • средства для профилактики заболеваний;
  • товары для лечения в домашних условиях;
  • средства по уходу за младенцами;
  • медицинские инструменты и приборы; средства гигиены и т.п.

 

Нужно ли сохранять чек

 

Мы советуем сохранять все документы, которые идут с товаром. Без них будет трудно доказать свою правоту. Вместе с тем, даже отсутствие чека не препятствует направлению продавцу претензии, поскольку покупатель имеет право ссылаться на свидетельские показания (если таковые имеются).

 

Как быть и что делать, если вам был продан товар ненадлежащего качества?

 

Для начала необходимо постараться мирным путем урегулировать данный вопрос. Зачастую такие вопросы решаются относительно легко, ведь многие компании сегодня дорожат своей репутацией. Однако, в случае отказа выполнения ваших требований, необходимо передать претензию лично в письменной форме либо (мы советуем все-таки этот вариант) направить претензию по почте с уведомлением о вручении, поскольку данные действия облегчат защиту ваших интересов в суде.

 

В претензии необходимо корректно описать какие именно недостатки были обнаружены (не забудьте про видео- и фотофиксацию) и выдвинуть требования, гарантированные вам законом. Также советуем сослаться на статьи закона «О защите прав потребителей», которые вам эти права гарантируют.

 

Если возник спор…

 

Если возникает спор о причине возникновения недостатков товара продавец, организация или индивидуальный предприниматель, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы товара, а в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

 

Способы защиты и восстановления нарушенных прав потребителей

 

Законом о защите прав потребителей установлены строгие сроки удовлетворения требований, предъявленных за ненадлежащее качество товаров или услуг. Размер ответственности достаточно велик, что побуждает продавцов дорожить своей репутацией и не рисковать доводить претензионные дела до судебных разбирательств. Размер штрафа составляет половину суммы от удовлетворённых судом требований (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1). Ответчику невыгодно доводить потребительские дела до суда, поскольку в случае удовлетворения требований потребителя на ответчика возлагаются расходы заявителя: оплата подготовки искового заявления средства, затраченные на проведение независимой экспертизы; расходы на представителя; убытки и т.д. Если судом установлено правонарушение, то наложение штрафа в пользу потребителя является обязанностью судьи, что подтверждается позицией Пленума Верховного Суда от 28 июня 2016 года в Постановлении №17.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает следующие виды неустоек при продаже товаров:

  1. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о гарантийном ремонте (ст. 20 - срок ремонта не может превышать 45 дней);
  2. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о замене товара (ст. 21 - сроки для замены: 7, 20 дней или месяц);
  3. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя об уменьшении стоимости товара (ст. 23 – срок 10 дней);
  4. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за товар (ст. 23- деньги должны быть возвращены в течение 10 дней);
  5. Неустойка за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара (статья 23.1- срок передачи товара установлен в договоре).

Возмещение убытков потребителя в полном объеме – т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

При взыскании убытков необходимо доказать сам факт их наступления и их размер в денежном выражении. Пункт 2 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки.

Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

 

Автор: Степан Гарюшта