Актуальная информация

Kомментарий заведующего Адвокатской конторы «Бажинов и Партнеры» Михаила Бажинова посвященный теме незаконному списанию денежных средств с банковской карты

В еженедельной газете «Наш Белгород» от 15.05.2015 г. №18 (стр. 9) опубликован комментарий заведующего Адвокатской конторы «Бажинов и Партнеры»  Михаила Бажинова посвященный теме незаконному списанию денежных средств с банковской карты.

"Вопрос:
С моей банковской карты были списаны средства.  Я сама ничего не оплачивала и деньги никуда не переводила. Что мне делать и как их вернуть?
АЛИНА

На вопрос читателя отвечает адвокат, председатель постоянной комиссии по законности и вопросам местного самоуправления Совета депутатов г. Белгорода Михаил Бажинов

-  В случае утраты банковской карты или ее использования без вашего согласия,  вы обязаны направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме не позднее дня,  следующего за днем получения от оператора уведомления о совершенной операции. Если он не исполняет обязательства по информированию о совершенной операции,  то обязан возместить вам сумму операции,  о которой вы не были проинформированы и которая была совершена без вашего согласия.

Отмечу,  что банк может отказать вам в возврате денежных средств согласно пункту 14 статьи 9  ФЗ от 27.06.2011 No 161-ФЗ "О национальной платежной системе".  Это произойдет в том случае,  если оператор исполнил обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4  настоящей статьи и клиент не направил ему уведомление в соответствии с частью 11.

Если оператор исполнил эту обязанность и клиент направил ему уведомление, то он обязан возместить сумму указанной операции.

Если банк отказал,  остается искать справедливости в суде.  Но каковы шансы у истца? В первую очередь необходимо отметить, что судебное решение по делу зависит от индивидуальных особенностей каждой конкретной ситуации.

В любом случае банк обязан предоставить в суд доказательства, бесспорно свидетельствующие о том,  что именно заявитель совершил (одобрил)  операции по оплате по карте,  или то,  что карта, по которой были совершены платежи,  была передана третьим лицам по поручению заявителя. Также банк должен предъявить доказательства того,  что надлежащим образом была обеспечена безопасность услуги, предоставляемой заявителю от несанкционированного доступа, а также была предоставлена информация о недостатках банковской карты.  При этом согласно положениям закона РФ "О защите прав потребителей", ФЗ "О национальной платежной системе"  соответствующее бремя доказывания лежит на банке.

Таким образом, не клиент банка должен доказывать неправомерность своих действий и соблюдение установленных правил пользования электронной системой оплаты, а непосредственно банк должен доказать,  с одной стороны,  исполнение им обязанности по оповещению клиента о совершенной операции по счету (в форме,  установленной договором между банком и клиентом)  и, с другой стороны, нарушение клиентом установленных правил пользования электронной системой."