9:00 - 18:00

Время работы конторы

+7 (4722) 33-61-79

г. Белгород ул. 50-летия Белгородской области 10

Instagram

Facebook

ВКонтакте

Telegram

Search

К вопросу о значении психологического компонента следственной ситуации для организации и проведения следственного действия

Ситуационный подход к процессу расследования преступлений следует считать одним из основополагающих способов достижения следователем задач уголовного судопроизводства.

Разработанные в современной криминалистике теоретические положения следственных ситуаций дают типовые рекомендации для их реализации в практике правоприменения в соответствии с особенностями поведения участников расследования в тех или иных следственных действиях.

Структура следственной ситуации включает ряд важных элементов: 1) доказательственная и ориентирующая информация о событии преступления и его участниках; 2) состояние производства по уголовному делу, проведение конкретных следственных и иных действий и т.п.; 3) наличие научно-технических средств, возможности криминалистических и иных экспертных исследований, взаимодействие между службами органов внутренних дел и т.д.; 4) личные качества участников уголовного судопроизводства, характер отношений между ними и т.д..

В соответствии с конкретными условиями места и времени расследования преступления, указанные элементы в зависимости от своего содержания видоизменяют следственную ситуацию, что в значительной мере определяет специфику ситуационного подхода следователя к решению задач следственного действия.

Однако наряду с ними такое же важное значение для реализации ситуационного подхода в процессе производства следственного действия имеют и психологические свойства личности следователя и других участников следственного действия. Психологическая природа этих свойств основана на определенной совокупности компонентов, которые связывают возникновение и изменение психических свойств лиц, участвующих в совершении криминального события и его расследования. В их основе лежит динамика психических процессов, протекающих в практической деятельности по уголовному делу.

Несмотря на то что психологические факторы влияют на процесс расследования преступлений в сочетании с другими условиями, их выявление и анализ можно рассматривать не только с позиции оценки содержания следственной ситуации вообще, но и как самостоятельную познавательно-методическую задачу расследования.

Разработка содержания следственной ситуации в психологическом аспекте позволяет широко использовать психологические знания при оценке конкретной следственной ситуации в практической криминалистической деятельности. Эта оценка психологических компонентов следственной ситуации важна для проведения следователем успешной подготовки отдельных следственных действий и других мероприятий по делу, правильной организации его работы, формирования устойчивого психологического отражения отрицательных факторов расследования и их влияния на результаты следственного действия.

Ознакомление со специальной литературой и изучение следственной и судебной практики свидетельствует о том, что к компонентам психологического характера, составляющим структуру следственной ситуации, можно отнести: поведение лиц, имеющих отношение к расследуемому событию (в том числе лиц, противодействующих расследованию), данные об изменении линии поведения, их намерениях; характер взаимоотношений следователя и иных участников расследования; динамику и результат возникшего конфликта между ними; совокупность психических свойств и качеств следователя, которые проявились в процессе проведения им следственных мероприятий, профессиональные способности следователя; проявления психических свойств иных лиц, участвующих в расследовании; характер, приемы и способы оказываемого следователем воздействия на участников расследования, результат этого воздействия.

Приведенный перечень элементов ситуационных факторов может быть расширен в ходе дальнейшего детального изучения содержания типовых и конкретных следственных ситуаций расследования, установления связей и взаимоотношений образующих их элементов.

Важное значение в этом аспекте может иметь изучение конфликтных ситуаций расследования, так как в условиях конфликта между участниками расследования наиболее контрастно проявляются психологические отношения и свойства каждого.

Данное знание позволяет дать важную оценку со стороны следователя насколько благоприятна или неблагоприятна представляется ему обстановка, в которой он намерен осуществлять расследование преступления и проводить следственные действия, и каким образом наиболее целесообразно выбирать необходимых для этой работы средства.

В ходе практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений могут возникать конфликты различной природы. Этот вопрос уже был объектом специальных исследований криминалистов и психологов. В этой связи можно вспомнить работы А.Р. Ратинова, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, А.В. Дулова, Л.Я. Драпкина, Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, Н.П. Хайдукова, О.В. Полстовалова и др. Эти авторы не зря обращали внимание на тот факт, что структурообразующий характер для следственной ситуации носят главным образом внутренние и внешние внутриролевые конфликты следователя. Особая заслуга в этом вопросе принадлежит перу О.Я. Баева)[1].

Наличие конфликтов в системе межличностных отношений участников расследования и стремление соперничающих сторон к их выгодному разрешению обусловливают оценку складывающейся в этих условиях по уголовному делу следственной ситуации как конфликтной. Достаточно часто такие ситуации возникают в ходе производства обыска, где они обусловливаются принудительным характером данного следственного действия, несовместимостью целей у лиц, принимающих участие в обыске, отрицательным отношением к обыскивающим, вторгающимся в частную жизнь граждан, трудностью осуществления поисковых действий в условиях неполных сведений о подлежащих изъятию объектах и местах их сокрытия, специфичным поведением обыскиваемого и некоторыми другими факторами. Даже при отсутствии лица, заинтересованного в сокрытии искомых объектов, обыск может проводиться в обстановке «скрытого» противодействия (тщательно выбранный тайник, средства маскировки тайников, иные намеренно созданные препятствия для обнаружения объектов и т.д.)[2]. Конфликтная ситуация традиционно рассматривается как одна из важнейших особенностей обыска, определяющая тактику его производства и психологическую характеристику.

Однако психологические особенности личности участников расследования могут обусловить нетипичный характер конкретной следственной ситуации, наличие в ее содержании нераспространенных, специфических, случайных элементов, значимых в криминалистическом плане.

Проявление определенных психологических свойств и качеств обвиняемого (например, жестокости, подозрительности, мстительности, самоуверенности и др.), выразившееся, в частности, в форме применения им изощренного способа совершения и сокрытия преступления, нестандартного подхода к осуществлению противодействия расследованию, в особенностях криминальной мотивации, может вызвать «организационно-технические трудности при поиске следов преступления, тактические ошибки в ходе получения и оценки показаний допрашиваемых лиц и т.п.»[3].

Ярко выраженный субъективный характер многих психологических факторов, которые проявляются во время работы следователя по уголовному делу, позволяет отдельным криминалистам высказывать сомнения в целесообразности их включения в структуру следственной ситуации. Действительно, в ряде случаев такие факторы, как личные психологические свойства и качества, поведение участников расследования и т.п., не могут быть с необходимой точностью просчитаны, и, следовательно, затрудняется их использование при оценке конкретной следственной ситуации и тактическом воздействии на нее.

В силу бесчисленного многообразия интеллектов, физиологических, психологических особенностей, состояний, поведения и других подобного рода обстоятельств они не могут быть достаточно точно типизированы криминалистикой. Соответственно, становится слабо достижимой цель типизации следственных ситуаций, включающих эти обстоятельства, а также «разработка практически значимых рекомендаций применительно к той или иной ситуации»[4]. Так, данные о личности следователя прямо признаются безразличными с точки зрения выбора «оптимальных криминалистических рекомендаций, принятия законных и обоснованных процессуальных и тактико-методических решений»[5]. Субъективный характер интеллектуальных и иных возможностей следователя считается несовместимым с объективно существующей следственной ситуацией, оказывающей влияние на ход расследования независимо от субъективных моментов[6].

Тем не менее полностью исключать элементы психологического характера из структуры следственной ситуации недопустимо хотя бы в силу того, что следователь и иные участники расследования являются важнейшими действующими субъектами в механизме формирования и развития следственной ситуации. Как носители определенных знаний, качеств, свойств, участники взаимодействий, они оказывают существенное влияние на содержание конкретной ситуации, включаясь тем самым в ее структуру. Даже при влиянии на процесс расследования одних и тех же объективных факторов «следственные ситуации в зависимости от личностных характеристик и поведенческих особенностей некоторых субъектов, профессиональных способностей и возможностей следователя, а также иных подобного рода обстоятельств могут быть различными»[7].

Данные, характеризующие следователя и иных участников расследования, оцениваются наряду с остальными элементами следственной ситуации. Учет психологических свойств, поведения, взаимоотношений следователя, обвиняемого, потерпевшего и др. позволяет определить возможности этих лиц, прогнозировать их действия, оценивать результаты их деятельности. На этой основе в значительной мере предопределяется выбор следователем тактических приемов производства следственных действий, принятие тактических и иных решений по уголовному делу. Так, известно, что осуществляемая в ходе обыска оценка результатов наблюдения за поведением обыскиваемого, проявлениями его психических реакций и состояний позволяет следователю, производящему обыск, наметить правильное направление поисков, рационально их организовать, установить отдельные ориентирующие признаки о местах сокрытия искомых объектов, вероятность нахождения этих объектов в определенном месте и пр.

Приведенное тезисное изложение вопроса подтверждает практическое значение выделения и рассмотрения элементов психологического характера в составе следственной ситуации. Поэтому, полагаем, в целях оптимизации работы следователя необходима его специальная психологическая (ситуационная) подготовка к производству отдельных следственных действий, в ходе которой организуется сбор информации из различных источников о конкретных психологических элементах в структуре складывающейся следственной ситуации, осуществляются прогнозирование и оценка их специфики и значения для расследования.

Бажинова  Мария


[1] Баев О.Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории). Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. С. 86 — 110.

[2] Китченко В.Г. К вопросу о конфликтной ситуации в обыске // Вопросы осуществления правосудия в СССР: Межвуз. сборник. Вып. 7. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 1979. С. 88.

[3] Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М.: Спарк, 1998. С. 8.

[4] См.: Филиппов А.Г., Целищев А.Я. Узловые проблемы методики расследования преступлений // Советское государство и право. 1982. N 8. С. 74; Филиппов А.Г. О соотношении понятий криминалистической характеристики преступлений и следственной ситуации // Следственная ситуация: Сборник науч. тр. / Отв. ред. В.В. Клочков. М.: Всесоюз. ин-т по изуч. причин и разработке мер предупрежд. прест-ти, 1985. С. 71.

[5] Селиванов Н. Типовые версии, следственные ситуации и их значение для расследования // Социалистическая законность. 1985. N 7. С. 52 — 53.

[6] Комиссаров В.И. Криминалистическая тактика: история, современное состояние и перспективы развития. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 173.

[7] Чебуренков А.А. Содержание и значение психологического компонента в структуре следственной ситуации // Российский следователь. 2013. N 6. С. 32 — 35.