9:00 - 18:00

Время работы конторы

+7 (4722) 33-61-79

г. Белгород ул. 50-летия Белгородской области 10

Instagram

Facebook

ВКонтакте

Telegram

Search

Адвокат Георгий Скурятин разъяснил вопросы ужесточения меры взыскания в УИК РФ

Правительство предлагает ужесточить меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.

Внесенный в Госдуму законопроект предусматривает возможность перевода в одиночные камеры лиц, содержащихся в тюрьмах, а также десятикратное увеличение максимального размера дисциплинарного штрафа.

Адвокаты по-разному оценили инициативу властей. Первый поддержал законопроект в целом, однако отметил, что имущественное положение осужденных не позволяет устанавливать настолько высокий верхний порог дисциплинарного штрафа. Второй, напротив, посчитал установленную сумму штрафа адекватной, но выразил сомнение в необходимости применения к содержащимся в тюрьмах лицам перевода в одиночные камеры в качестве меры взыскания.

17 февраля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 902561-7, направленный на ужесточение мер взыскания, применяемых к отбывающим наказания в местах лишения свободы.

Как указано в пояснительной записке, документ подготовлен в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением правительства от 14 октября 2010 г. № 1772-р. Инициатива направлена на совершенствование системы и порядка применения дисциплинарного воздействия на осужденных.

Сейчас ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса закрепляет перечень мер воздействия на осужденных к лишению свободы при нарушении ими установленного порядка отбывания наказания. Так, согласно п. «г» части первой указанной нормы к мужчинам, содержащимся в исправительных колониях особого режима и являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, применяется перевод в одиночные камеры на срок до шести месяцев. В то же время лицам, отбывающим наказание в тюрьмах, соответствующая мера назначаться не может. Для них предусмотрены выговор, дисциплинарный штраф, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток и перевод в единое помещение камерного типа на срок до года.

Разработчики полагают, что целесообразно распространить возможность перевода в одиночные камеры на срок до шести месяцев и на осужденных, находящихся в тюрьмах. В обоснование этого авторы ссылаются на более строгий режим в тюрьмах и на тот факт, что наказания в них отбывают лица, представляющие высокую общественную опасность. Кроме того, как указано в пояснительной записке, инициатива обусловлена необходимостью изоляции лиц, дестабилизирующих обстановку в учреждении, не желающих вставать на путь исправления и мешающих исправлению других осужденных.

Отмечается, что применение данной меры взыскания предполагает ужесточение режимных требований с целью предупреждения совершения осужденными преступлений, ограничение криминального влияния на других осужденных, усиление воспитательного воздействия на нарушителей установленного порядка отбывания наказания, полагают инициаторы изменений.

Адвокат АК «Бажинов и Партнеры» Георгий Скурятин подчеркнул, что к любым изменениям УИК РФ, которые ужесточают режимные требования, необходимо относиться очень осторожно: «Не уверен в необходимости введения нормы, предусматривающей применение в тюрьмах меры взыскания в виде перевода в одиночную камеру. В случае же принятия таких изменений применение соответствующей нормы к осужденным в целях недопущения злоупотреблений со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы должно сопровождаться усиленным контролем со стороны надзорных органов».

Правительство также предлагает увеличить размер предусмотренного в качестве меры взыскания дисциплинарного штрафа. В настоящий момент он не может быть больше 200 руб. (п. «б» ч. 1 ст. 115 УИК). Разработчики поправок считают, что сумма штрафа должна быть в диапазоне от 1 до 2 тыс. руб. включительно. «Необходимость данного изменения обусловлена сохраняющимся высоким уровнем нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказаний и снижением актуальности размера дисциплинарного штрафа как меры взыскания, который не повышался с 2003 года», – пояснили они.

Эту инициативу Георгий Скурятин поддержал. «Изменение размера дисциплинарного штрафа считаю целесообразным, поскольку сумма в двести рублей в настоящее время является неадекватной и не соответствует тяжести и характеру злостного нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УИК РФ», – сказал он. По мнению адвоката, увеличение суммы дисциплинарного штрафа будет способствовать более широкому применению данной меры взыскания к осужденным.

Саму идею оценил положительно и Артем Иванчин. «Размер штрафа «до 200 рублей» был установлен в далеком 2003 году. И за прошедшее с тех пор время с учетом инфляции произошла объективная девальвация данного размера взыскания. Не случайно регулярно индексируются в стране пенсии, зарплаты и иные платежи. Поэтому логично подвергать периодической корректировке и размеры имущественных взысканий», – полагает адвокат.

В то же время, отметил он, вызывает сомнения идея увеличения максимального штрафа сразу в 10 раз. «Особенно с учетом серьезных проблем с обеспечением осужденных в местах лишения свободы работой и, как следствие, неудовлетворительным имущественным положением большей их части, – добавил Артем Иванчин. – К сожалению, в прилагаемой к законопроекту пояснительной записке убедительного обоснования такого резкого повышения размера грозящего нарушителям режима штрафа найти не удалось. Думаю, верхний порог такого штрафа вряд ли целесообразно повышать более чем до одной тысячи рублей».

Обосновывая актуальность предлагаемых изменений, авторы законопроекта сослались на статистику применения такой меры взыскания. Так, в 2015 и 2016 г. ее назначили примерно 6,5 тыс. раз ежегодно, в 2017 г. – 6 тыс. раз, в 2018 г. – 7,4 тыс. раз, а по состоянию на 1 октября 2019 г. – 4,5 тыс. раз. По мнению разработчиков, эти цифры свидетельствуют о стабильно высоком уровне нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказаний, а повышение размера дисциплинарного штрафа будет способствовать решению задач уголовно-исполнительного законодательства в части определения средств исправления осужденных, регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний.