Время работы конторы

+7 (4722) 33-61-79

г. Белгород ул. 50-летия Белгородской области 10

ВКонтакте

Реализация прав налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами

Налогоплательщик, получив от налогового органа документ, на уплату налога редко когда допускает возможность того, что и он наделен правом контролировать действия налоговых органов и оценивать действия должностных лиц налоговых органов и принимаемых ими  решений различной направленности.

Налоговый кодекс РФ (далее по тексту – Кодекс, НК РФ), являясь основным нормативно-правовым актом в сфере законодательства о налогах и сборах, что следует из  статьи 1 указанного Кодекса, содержит ряд норм, в соответствии с которыми на налоговые органы возлагаются обязанности в сфере налоговых правоотношений. Неисполнение указанных норм влечет для налоговых органов неблагоприятные последствия, вплоть до лишения возможности взыскать с налогоплательщика обязательные платежи.

Основные обязанности налоговых органов в сфере налоговых правоотношений установлены в статье 32 Налогового кодекса РФ и основная обязанность, должностных лиц налоговых органов закреплена  подпункте 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ, которая обязывает налоговые органы соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Несоблюдение должностным лицом налогового органа указанной обязанности, предоставляет налогоплательщику не исполнять   требования должностного лица или ненормативного акта, которые не соответствуют законодательству о налогах и сборах.

Указанное право закреплено в подпункте 10 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ в соответствии с которым налогоплательщик вправе требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ содержит еще более широкую норму поведения в сфере налоговых правоотношений. Согласно указанной нормы налогоплательщик вправе не выполнять  неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам.

Практическая реализация подпунктов 10,11 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ заключается в активном поведении налогоплательщика, которое выражается в оспаривании неправомерных действий должностных лиц налоговых органов и ненормативных актов налоговых органов в вышестоящем налоговом органе и судах.

Нормы права, регулирующие налоговые правоотношения содержаться и в других нормативно-правовых актах, и предоставляют налогоплательщику возможность защитить свои права в ситуациях, при которых кажется, что не остается ничего иного, кроме как в добровольном порядке удовлетворить требования налоговой инспекции и заплатить налог.

Однако, даже в самых неоднозначных ситуациях, налогоплательщик не утрачивает возможность отстоять своих интересы, вплоть до утраты налоговым органом возможности взыскать налог в судебном порядке.

Примером изложенному служит дело, рассмотренное Свердловским районным судом города Белгорода, в котором налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с физического лица обязательных платежей.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика – физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регулируется главами 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, положения которых подлежат применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса РФ, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет органам государственной власти которые наделены функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом.

Подаче административного искового заявления о взыскании недоимки по налогу и пени должно предшествовать обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (глава 11.1, пункт 6 части 1 и часть 2 статьи 287 КАС Российской Федерации).

Статьей 48 Налогового кодекса РФ предоставляет налоговому органу право обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, в т.ч. за счет денежных средств на счетах в банке (часть 1); заявление о взыскании налога подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (часть 2); требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 части 3).

В случае пропуска срока, установленного абзацем2 пункта 3 статьи 48 НК РФ для обращения в суд с административным исковым, суд отказывает налоговому органу во взыскании обязательных платежей.

Представители нашей адвокатской конторы принимали участие в деле № 2а-388/2019, рассмотренном Свердловским районным судом г.Белгорода.

По результатам рассмотрения административного искового заявления, суд принял решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа о взыскании налога в судебном порядке в связи с пропуском срока, на основании части 8 статьи 219 КАС РФ.

Опыт наших специалистов в сфере налогообложения позволит защитить интересы налогоплательщика на всех стадиях налогового контроля и при необходимости представить и защитить его интересы в суде.